В истории Воздушно-десантных войск его имя останется навсегда. Он олицетворял целую эпоху в развитии и становлении Воздушно-десантных войск России, с его именем связаны их авторитет и популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. В ВДВ он вложил всю свою душу, весь свой опыт и талант, создав современные Воздушно-десантные войска как элиту Вооружённых Сил СССР. Василий Филиппович Маргелов при жизни стал символом времени и человеком-легендой!
Василий Филиппович Маргелов первым пришел к убеждению, что в современных операциях успешно действовать в глубоком тылу противника смогут только высокомобильные, способные к широкому манёвру десанты. Он категорически отверг установку на удержание захваченного десантом района до подхода наступающих с фронта войск методом жёсткой обороны как пагубную, ибо в этом случае десант будет быстро уничтожен.
Под более чем двадцатилетним началом Маргелова десантные войска стали одними из самых мобильных в боевой структуре Вооружённых Сил, престижных службой в них, особо почитаемых в народе.
Вся жизнь Василия Филипповича это достойный пример служения своему Отечеству офицера, командира и военачальника, человека сильной воли, огромной энергии, целеустремлённого и преданного своей профессии – защищать Родину!
У него была подлинно солдатская душа, благодаря которой сама жизнь выдвинула его на высокие ступени военной иерархии.
Командуя в годы войны полком морской пехоты, Василий Филиппович познал их особое состояние духа и, видимо, от «чёрной смерти» (так называли морпехов немцы) перенёс в «пехоту крылатую» их некоторые традиции.
Василий Филиппович Маргелов – единственный из командующих ВДВ, чье имя в истории этих войск останется навсегда, веда олицетворял целую эпоху их развития и становления.
Только Маргелов смог посадить десантников на броню. Именно Маргелов придумал для десантников тельняшку с голубыми полосками и голубой берет.
Это он назвал пагубной безнадежно устаревшую теорию удержания захваченного десантом района до подхода наступающих войск и убедительно отверг методы жестокой обороны. Вместо этого Василий Филиппович убедил командование в том, что в современных операциях успешно действовать в глубоком тылу противника смогут только высокомобильные, способные к широкому манёвру десанты.
Главным качеством в профессии десантника Маргелов называл дерзость и говорил: «Такую, когда человек готов сражаться против десяти врагов».
Фотография Василия Филипповича в дембельские альбомы шла у солдат по самой высокой цене – за комплект нагрудных знаков. Конкурс в Рязанское воздушно-десантное училище перекрывал цифры ВГИКа и ГИТИСа, а срезавшиеся на экзаменах абитуриенты по два-три месяца, до снегов и морозов, жили в лесах под Рязанью в надежде, что кто-то не выдержит нагрузок и можно будет занять его место. Дух войск витал настолько высоко, что вся остальная Советская Армия зачислялась в разряд «соляры» и «шурупов».
Вклад Маргелова в формирование Воздушно-десантных войск в их нынешнем виде нашёл отражение в шуточной расшифровке аббревиатуры ВДВ – «Войска дяди Васи».
Василий Филиппович Маргелов родился 27 декабря 1908 (г. Екатеринослав, ныне – Днепропетровск, Российская империя) – умер 4 марта 1990 (Москва, СССР) – советский военачальник, командующий Воздушно-десантными войсками в 1954-1959 и 1961-1979 годах. Автор и инициатор создания технических средств ВДВ и методов применения частей и соединений Воздушно-десантных войск, многие из которых олицетворяют собой тот образ ВДВ ВС СССР, который существует до настоящего времени. Среди людей, имеющих отношение к этим войскам, считается Десантником № 1.
В.Ф. Маргелов родился в семье выходцев из Белоруссии. По национальности – белорус. Отец – Филипп Иванович Маркелов, рабочий-металлург. (Фамилия Маркелов у Василия Филипповича впоследствии была записана как Маргелов из-за ошибки в партбилете).
В 1913 году семья Маргеловых вернулась на родину Филиппа Ивановича – в местечко Костюковичи Климовичского уезда (Могилёвская губерния). Мать В.Ф. Маргелова, Агафья Степановна, была родом из соседнего Бобруйского уезда. По некоторым сведениям, В.Ф. Маргелов в 1921 году окончил церковно-приходскую школу (ЦПШ). Подростком работал грузчиком, плотником. В том же году поступил учеником в кожевенную мастерскую, вскоре стал помощником мастера. В 1923 году поступил чернорабочим в местный «Хлебопродукт». Имеются сведения о том, что окончил школу сельской молодёжи, и работал экспедитором по доставке почтовых отправлений на линии Костюковичи – Хотимск.
С 1924 года работал в Екатеринославе на шахте им. М.И. Калинина чернорабочим, затем коногоном (погонщиком лошадей, возящих вагонетки).
В 1925 году направлен вновь в Белоруссию, лесником в леспромхоз. Работал в Костюковичах, в 1927 году стал председателем рабочего комитета леспромхоза, избран в местный Совет.
В Красную Армию призван в 1928 году. Направлен учиться в Объединённую белорусскую военную школу (ОБВШ) им. ЦИК БССР в Минске, зачислен в группу снайперов. Со 2-го курса – старшина пулемётной роты. В апреле 1931 года с отличием окончил Минское военное училище (бывшую ОБВШ).
После окончания училища назначен командиром пулеметного взвода полковой школы 99-го стрелкового полка 33-й территориальной стрелковой дивизии (Могилёв, Белоруссия). С 1933 года – командир взвода в Минском военно-пехотном училище им. М.И. Калинина. В феврале 1934 года назначен помощником командира роты, в мае 1936 года – командиром пулемётной роты. С 25 октября 1938 года командовал 2-м батальоном 23-го стрелкового полка 8-й стрелковой дивизии им. Дзержинского Белорусского Особого военного округа. Возглавлял разведку 8-й стрелковой дивизии, будучи на должности начальника 2‑го отделения штаба дивизии. На этой должности участвовал в Польском походе РККА в 1939 году.
В годы советско-финской войны (1939-1940) командовал Отдельным разведывательным лыжным батальоном 596-го стрелкового полка 122‑й дивизии. Во время одной из операций взял в плен офицеров шведского Генерального штаба.
После окончания советско-финской войны назначен на должность помощника командира 596-го полка по строевой части. С октября 1940 года – командир 15-го отдельного дисциплинарного батальона (15 одисб). 19 июня 1941 года назначен командиром 3-го стрелкового полка 1-й мотострелковой дивизии (основу полка составили бойцы 15 одисб).
В Великую Отечественную войну – командир 13-го гвардейского стрелкового полка, начальник штаба и заместитель командира 3-й гвардейской стрелковой дивизии. С 1944 года – командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Украинского фронта. Руководил действиями дивизии при форсировании Днепра и освобождении Херсона, за что в марте 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Под его командованием 49-я гвардейская стрелковая дивизия участвовала в освобождении народов Юго-Восточной Европы.
На Параде Победы в Москве гвардии генерал-майор Маргелов командовал сводным полком 2-го Украинского фронта.
После войны на командных должностях. С 1948 года после окончания Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К.Е. Ворошилова – командир псковской 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии.
В 1950-1954 годах – командир 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознамённого корпуса (Дальний Восток).
С 1954 года по 1959 год – Командующий ВДВ. В 1959-1961 годах – назначен с понижением, первым заместителем Командующего ВДВ. С 1961 по январь 1979 года – вернулся на должность Командующего ВДВ.
28 октября 1967 года ему было присвоено воинское звание «генерал армии». Руководил действиями ВДВ при вводе войск в Чехословакию (Операция «Дунай»).
С января 1979 года – в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Выезжал в командировки в войска ВДВ, был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Рязанском воздушно-десантном училище.
За время службы в ВДВ совершил более 60 прыжков. Последний из них в 65-летнем возрасте. Его крылатые слова: «Тот, кто ни разу в жизни не покидал самолёт, откуда города и сёла кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра бьющего в грудь, тот никогда не поймёт чести и гордости десантника…»
Жил и работал в городе Москве. Умер 4 марта 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В военной теории считалось, что для немедленного использования ядерных ударов и сохранения высоких темпов наступления необходимо широкое применение воздушных десантов. В этих условиях Воздушно-десантные войска должны были полностью соответствовать военно-стратегическим целям войны и отвечать военно-политическим целям государства.
По словам командующего Маргелова: «Чтобы выполнять свою роль в современных операциях надо, чтобы наши соединения и части были высокоманёвренными, укрытыми бронёй, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. Вот, по большому счёту, идеал, к которому мы должны стремиться».
Для достижения поставленных целей под руководством Маргелова была разработана концепция роли и места ВДВ в современных стратегических операциях на различных театрах военных действий. На эту тему Маргеловым написан ряд работ, а также успешно защищена кандидатская диссертация (присвоено звание кандидата военных наук решением Совета Военной ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворова академии им. М.В. Фрунзе). В практическом плане регулярно проводились учения и командирские сборы ВДВ.
Необходимо было преодолевать разрыв между теорией боевого применения ВДВ и сложившейся организационной структурой войск, а также возможностями военно-транспортной авиации. Вступив в должность Командующего, Маргелов получил войска, состоящие, в основном, из пехоты с лёгким вооружением и военно-транспортной авиации (в качестве составной части ВДВ), которая была оснащена самолётами Ли-2, Ил-14, Ту-2 и Ту-4 с существенно ограниченными десантными возможностями. Фактически ВДВ не были способны решать крупные задачи в военных операциях.
Маргелов инициировал создание и серийное производство на предприятиях военно-промышленного комплекса средств десантирования, тяжёлых парашютных платформ, парашютных систем и тар для десантирования грузов, грузовых и людских парашютов, парашютных приборов. «Технике не прикажешь, поэтому добивайтесь создания в КБ, промышленности, в ходе испытаний надёжных парашютов, безотказной работы тяжёлой воздушно-десантной техники», говорил Маргелов при постановке задач своим подчинённым.
Для десантников создавались модификации стрелкового оружия, упрощающие его десантирование на парашюте – меньший вес, складывающийся приклад.
Специально для нужд ВДВ в послевоенные годы разрабатывалась и модернизировалась новая боевая техника: авиадесантная Самоходная артиллерийская установка АСУ-76 (1949), лёгкая АСУ-57 (1951), плавающая АСУ-57П (1954), самоходная установка АСУ-85, гусеничная боевая машина Воздушно-десантных войск БМД-1 (1969). После поступления первых партий БМД-1 в войска было разработано семейство вооружения на её базе: артиллерийские самоходные орудия «Нона», машины управления огнём артиллерии, командно-штабные машины Р-142, радиостанции дальней связи Р-141, противотанковые комплексы, разведывательная машина. Зенитные части и подразделения также оснащались бронетранспортёрами, на которых размещались расчёты с переносными комплексами и боезапасом.
К концу 50-х годов были приняты на вооружение и поступили в войска новые самолёты Ан-8 и Ан-12, которые обладали грузоподъёмностью до 10-12 тонн и достаточной дальностью полёта, что делало возможным десантирование больших групп личного состава со штатной боевой техникой и вооружением. Позднее стараниями Маргелова Воздушно-десантные войска получили новые военно-транспортные самолёты – Ан-22 и Ил-76.
В конце 50-х годов на вооружении войск появились парашютные платформы ПП-127, предназначенные для десантирования парашютным способом артиллерии, автотранспорта, радиостанций, инженерной техники и др. Были созданы парашютно-реактивные средства десантирования, которые за счёт создаваемой двигателем реактивной тяги позволяли приблизить скорость приземления груза к нулю. Такие системы позволяли значительно удешевить десантирование за счёт отказа от большого количества куполов большой площади.
5 января 1973 года впервые в мировой практике в СССР было произведено десантирование на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолёта Ан-12Б гусеничной боевой бронированной машины БМД-1 с двумя членами экипажа на борту. Командиром экипажа был сын Василия Филипповича, гвардии старший лейтенант Маргелов Александр Васильевич, а механиком-водителем – гвардии подполковник Зуев Леонид Гаврилович.
23 января 1976 года, также впервые в мировой практике, десантированная из того же типа самолета, произвела мягкую посадку БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр» также с двумя членами экипажа на борту – гвардии майором Маргеловым Александром Васильевичем и гвардии подполковником Щербаковым Леонидом Ивановичем. Десантирование производилось с огромным риском для жизни, без индивидуальных средств спасения. Через двадцать лет за подвиг семидесятых годов обоим было присвоено звание Героя России.